Итоги воздушных боёв 22 июня 41-го года

В первый день Великой Отечественной войны 22 июня 1941 г. советские летчики проявили чудеса героизма.

Помимо И.И.Иванова, о котором рассказывалось в недавней статье (https://www.nashdonbass.ru/post/perviy-geroy-ussr), были и другие герои, оставшиеся в истории как первые защитники своей Родины.

Утром первого дня войны (в 05:20) свой подвиг в небе совершил заместитель командира эскадрильи 33-го истребительного авиаполка (10-я сад, ВВС 4-й армии, Западный особый военный округ) лейтенант С.М. Гудимов.

Гудимов Степан Митрофанович (07.11.1913 – 22.06.1941), советский военный летчик, лейтенант. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу фабрично-заводского училища, работал слесарем на Сталинградском тракторном заводе. На военной службе с 1934 года. Окончил авиационную школу № 7 Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Участник походов Красной армии 1939 – 1940 гг. На начало Великой Отечественной войны заместитель командира эскадрильи 33-го истребительного авиаполка 10-й смешанной авиационной дивизии ВВС Белорусского особого военного округа. В воздушном бою в районе г. Пружаны Брестской области сбил два неприятельских самолета (один из них воздушным тараном). Геройски погиб в первый день войны.

В составе на истребителе И-16 эскадрильи он вылетел для отражения налета немецкой авиации (20 бомбардировщиков Не-111 в сопровождении небольшой группы Me-109) на аэродром около г. Кобрин Брестской области. К атаке подключились еще три эскадрильи, возвращавшиеся с боевого патрулирования. В воздушном бою С.М. Гудимов меткой стрельбой сбил вражеский бомбардировщик, второй (из-за отсутствия боеприпасов) поразил таранным ударом. При попытке спастись стропы парашюта летчика зацепились за обломки самолета, что привело к его гибели. Позднее за свой подвиг лейтенант С.М. Гудимов был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (посмертно).

В схожей ситуации оказался командир звена 12-го истребительного авиационного полка (64 сад, ВВС 12-й армии, Киевский особый военный округ) младший лейтенант Л.Г. Бутелин.

Рано утром 22 июня (05:15, по другим данным – 05:42) по тревоге он вместе с другими дежурными экипажами поднялся на перехват вражеской авиагруппы, направлявшейся на бомбардировку аэродрома Бовшев Станиславского аэроузла. В ходе воздушного боя ему удалось поразить неприятельский Ju-88. Когда закончились патроны он направил свой истребитель И-153 в хвост другого немецкого бомбардировщика и винтом самолета обрубил его. «Юнкерс» потерял управление, повалился на крыло и при падении взорвался. Воздушный таран стоил также жизни советскому летчику. Ввиду малой высоты (до 200 м) он не смог воспользоваться парашютом и погиб. Его тело один из местных жителей д. Немшин Голичинского района Ивано-Франковской области позднее похоронил возле деревни. За свой подвиг младший лейтенант Л.Г. Бутелин награжден орденом Красного Знамени (посмертно).

Помимо отдельных летчиков в первый день войны воздушный таран совершали целые экипажи. В 06:05 экипаж скоростного бомбардировщика (СБ) 86-го ближнебомбардировочного авиационного полка (16 сад, ВВС 5-й армии, Киевский особый военный округ) под командованием лейтенанта Т.С. Малиенко, вылетел с аэродрома «Белая Церковь» во главе звена СБ для отражения налета вражеской авиации на свой аэродром у г. Теребовля Тернопольской области. При обнаружении немецкого «Мессершмитта» Bf.110C-5 предпринял против него «психическую атаку». При ответном обстреле СБ Т.С. Малиенко загорелся. Экипаж нашего самолета принял единое решение – идти на таран. При столкновении в воздухе обе машины превратились в груду металла и рухнули на землю. Лейтенант Малиенко, штурман С.И. Катин и стрелок-радист Н.Д. Петров ушли в бессмертье.

Практически в то же время в воздушную схватку с врагом вступил командир звена 10-го истребительного авиационного полка лейтенант В.С. Лобода (Прибалтийский особый военный округ). Поднявшись в 06:30 второй раз за утро в воздух на истребителе И-16 в составе эскадрильи, в районе г. Шауляй (Литва) на высоте 2 км наши летчики обнаружили группу вражеских бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении истребителей Me-109. Звено Лобода атаковало самолеты охранения. Вскоре командир звена записал на свой счет первую воздушную победу. Во второй атаке, выручая товарища (официальная версия), таранил другой вражеский истребитель и сам при этом погиб.

В ходе налета большой группы самолетов противника на единственно сохранившийся аэродром Черлены (45 км юго-западнее г. Лида) 11-й смешанной авиационной дивизии в воздух успели поднять лишь звено СБ под командованием капитана А.С. Протасова (16-й скоростной бомбардировочной авиаполк). Оно тут же вступило в неравный бой с превосходящими силами противника. Огнем из автоматического оружия экипажу Протасову удалось сбить истребитель охранения, следующей целью стал ведущий эскадрилью многоцелевой истребитель Ме-110. В плотном скоплении вражеских самолетов нашему СБ не было возможности маневрировать и он на полном ходу врезался в неприятельский «Мессершмитт». Оба самолета рассыпались на куски. Вместе с капитаном А.С. Протасовым геройски погибли штурман старший лейтенант А.К. Яруллин и стрелок-радист сержант А. Бессарабов. Позднее новый командир 11-й смешанной авиадивизии дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Г.П. Кравченко представил Протасова к награде, однако вопрос о награждении героя так и остался только на бумаге.

Благополучным исходом завершился воздушный таран, который совершил командир звена 126-го истребительного авиационного полка (9-я сад, Западный особый военный округ) младший лейтенант Е.М. Панфилов. Утром 22 июня (08:30) в воздушном бою над своим аэродромом в районе д. Боцки (под г. Белостоком, Белоруссия) совершил таран вражеского истребителя Ме-109. Несмотря на ранение, летчик приземлился на парашюте и около 20 дней провел в госпитале. Позднее воевал на Западном, Юго-Западном, Южном, Брянском, Сталинградском, Юго-Восточном фронтах. Всего совершил 286 боевых вылетов, провел 33 воздушных боя, в которых сбил лично 5 и в составе группы не менее 1 самолета противника. Награжден орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени. Представлялся к званию Героя Советского Союза. Погиб в воздушном бою 12 августа 1942 г.

И таких героев было невероятно много в первые дни войны… Следует отметить, что в истории мировых военных конфликтов ХХ – начала XXI в. 22 июня 1941 г. стал днем массового героизма советских летчиков, 22 из которых совершили воздушные тараны вражеских самолетов (лично и в составе экипажей боевых машин).


А подводя итоги хотелось бы напомнить также о том, что именно в этот день, 22 июня 1941 года произошли самые большие потери люфтваффе за всю войну: около 250 самолётов. Советские лётчики совершили 15 таранов.

Хоть и казалось, что победа в руках врага, но он вряд ли ожидал встретить настолько сильный отпор со стороны патриотов великой страны – СССР.

Не забудем павших героев и не позволим осквернить память о них!

Мы победили!

Ещё раз всех с праздников Великой Победы СССР над фашизмом! Ура!!!

Автор: Данила-Мастер

Просмотров: 0

© 2020 «Наш Донбасс»

 информационно-аналитическая

 интернет-газета.

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

интернет-газета "Наш Донбасс" не является

средством массовой информации

Контакты:

info@nashdonbass.ru

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джебхат ан-Нусра», Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры », «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Азов», «Айдар», «Донбасс».