11 мая 1900 годы был спущен на воду будущий символ Октябрьской революции

В 1900 году на петербургском заводе «Новое адмиралтейство» был спущен на воду будущий символ революции крейсер «Аврора».



«Аврора» во времена Советского Союза был самым тиражируемым, и, пожалуй, самым узнаваемым морским символом города. Сменилась эпоха, пришел другой век, но остался символ, и сам корабль – крейсер «Аврора». Он пришвартован у Петроградской набережной Петербурга, на Малой стрелке Петроградского острова.


Этот символ Октябрьской революции и победы народа над своим угнетением до сих пор ассоциируется с выстрелом и штурмом Зимнего дворца в Петрограде.

Крейсер был заложен 4 июня 1897 года на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство». Строился крейсер по проекту инженера-кораблестроителя К.М. Токаревского.

Военный российский флот в те годы рос и активно развивался, требовались корабли нового типа, по-новому защищённые, с усиленной боевой мощью. Так появился новый класс крейсеров – бронепалубные. Броней была защищена вся палуба и жизненно важные части корабля. Это был большой прорыв вперед, и к такому классу судов принадлежала «Аврора».


Свое название крейсер получил в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны 1853-1856 гг. По легенде, Николай II выбрал имя богини Авроры (что в переводе с греческого означает «утренняя заря») из одиннадцати предложенных, среди которых были «Наяда», «Юнона», «Нептун» и многие другие. «Аврора» и две её предшественницы «Паллада» и «Диана» – «Богини русского флота», как их прозвали – стали первыми бронепалубными кораблями России.


Новая «Аврора» представляла собой удачную попытку создать самый современный для рубежа 19-20 вв. корабль-разведчик, обладающий высокой скоростью и значительной дальностью плавания. Беспрецедентным является поход крейсера через три океана для соединения с русской Тихоокеанской эскадрой; за восемь месяцев «Аврора» проплыла восемнадцать тысяч миль! Боевое крещение крейсер получил в Цусимском сражении, в бою с японским флотом И стал единственным кораблем-участником этого сражения, сохранившимся до наших дней. После русско-японской войны и плена на Филиппинских островах крейсер вернулся в Кронштадт, где долгое время использовался как учебный корабль: на «Авроре» проходили практику гардемарины Морского корпуса.


В 1908 году в итальянском городе Мессина произошло землетрясение, извержение вулкана и цунами одновременно, город потерял более десяти тысяч жителей. Моряки крейсера «Аврора» вместе с другими российскими моряками самоотверженно спасали людей из-под завалов. Итальянцы в их честь выпустили памятную медаль.


В 1911 году «Аврора» выполняла ответственную дипломатическую миссию – была представителем российского ВМФ на коронации короля Сиама (Таиланд).

Но славу «Авроре» принесли октябрьские дни 1917 года, когда команда судна поддержала большевиков и первой подняла красный флаг. 25 октября крейсер нес патруль на Неве у Николаевского моста и следил, чтобы он не был разведен. Выстрелом «Аврора» известила о начале штурма Зимнего дворца, где находилось Временное правительство.


В годы Великой Отечественной войны «Аврора» тоже воевала: находилась в водах Финского залива возле берегов Ораниенбаума; получила полторы тысячи пробоин. Из-за попадания артснарядов в 1941 году крейсер затонул на мелководье (верхняя палуба и рубка были выше воды). В 1944 году крейсер подняли и подвергли консервации, а через четыре года, в 1948 году «Аврору» после ремонта поставили на «вечную стоянку» у причальной стенки Петроградской набережной Большой Невки.


Крейсер неоднократно подвергался ремонту; при реконструкции в 1984 году была заменена практически вся подводная часть и часть надстроек «Авроры». У нынешнего корабля-музея на новом корпусе вместо заклепок применена технология сварных швов. Следующий крупный ремонт был осуществлен в преддверии столетнего юбилея Октябрьской революции. И сейчас обновленная «Аврора» вновь возвращена на прежнее место и принимает многочисленных туристов как корабль-музей. С 1992 года курсанты нахимовского училища ежедневно поднимают и опускают на крейсере Андреевский флаг.


Буксировка крейсера на ремонт в Кронштадт в 2014 году стала историческим событием, и провожали корабль почти всем городом. Возвращение «Авроры» стало еще более знаковым событием для горожан и туристов.

Впервые дни открытия крейсера на Петроградской набережной выстроилась огромная очередь, но зато всем, кто первым попал на заветную экскурсию, разрешалось покрутить ручки орудий и даже позвонить в корабельную рынду.



Просмотров: 0

© 2020 «Наш Донбасс»

 информационно-аналитическая

 интернет-газета.

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

интернет-газета "Наш Донбасс" не является

средством массовой информации

Контакты:

info@nashdonbass.ru

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джебхат ан-Нусра», Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры », «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Азов», «Айдар», «Донбасс».